
Краудфандинг помогает новаторам привлечь внимание инвесторов к своему проекту, превратить идею в реальность. Понятие только кажется сложным, хотя обозначает понятное всем народное финансирование.
История развития краудфандинга
Принцип работы краудфандинга — вложение средств в зарождающийся проект. Автор размещает проект на платформах, а инвесторы выбирают, куда вложить деньги. Цели у инвесторов могут быть разными: стоять у истоков внедрения инновации или получить выгоду благодаря доступу к продукту. В истории краудфандинга были взлеты и падения, но он не перестал существовать и продолжает набирать темпы.
В России
Один из исторических примеров применения принципа «С миру по нитке» в России — строительство памятника Минину и Пожарскому. Тогда деньги собирали по царскому указу. Это не было принудительным сбором, а лишь предложением внести пожертвования. В итоге нужную сумму удалось собрать.
Первой краудфандинговой платформой в России стал проект Kroogi. Его основал в 2007 году Мирослав Сарбаев, выпускник МЭИ. Проект представлял сайт творческого сообщества. На нем распространяли музыку, книги, видео, фотографии и другие работы по схеме «Заплати, сколько считаешь нужным».
На этом развитие краудфандинга в России не прекратилось. Уже в 2012 году были запущены две площадки: Planeta.ru и Boomstarter.
Вдохновителем и организатором Planeta.ru стал бас-гитарист группы «Би-2». Площадка была вдохновлена успешной попыткой своего музыкального коллектива, который за полгода собрал более миллиона рублей. Схема деятельности площадки — «Оставить все собранное». По этому принципу собранные деньги передают создателю проекта полностью, за минусом комиссии.
Принцип деятельности Boomstarter иной. Схема — «Все или ничего». Если за оговоренный промежуток времени не удалось собрать определенную сумму денег, то создатель проекта не получает ничего. Boomstarter получил интернет-премию «Стартап года 2012» в номинации «Лучший социально значимый стартап».
Одним из самых крупных творческих проектов в России считают фильм «28 Панфиловцев» о подвиге советских бойцов при обороне Москвы в 1941 году. В 2014 году он собрал 20 миллионов рублей.
Неудачные проекты в нашей стране тоже были. Например, строительство памятника Стиву Джобсу. Изначально средства поступали в фонд, но достаточной суммы собрать не удалось: 80 000 рублей вместо нужных 128 000 рублей. Площадка-организатор закрылась.
Наряду с развитием новых площадок появляются и мошенники. Поэтому с 2020 года деятельность платформ, которые работают в сфере краудфандинга, регулируется законом. Банк России ведет Реестр операторов инвестиционных платформ и контролирует соблюдение требований законодательства. На 18 апреля в реестре было зарегистрировано 76 инвестиционных платформ.
Инвестирование с использованием инвестиционных платформ в настоящее время возможно четырьмя способами:
- Краудлендинг
Это предоставление процентных займов под финансирование проектов, размещенных на инвестиционной платформе. Его используют компании, которым необходимо быстрое и часто кратковременное пополнение оборотных средств. Преимущественно это малый и средний бизнес.
Основная часть ОИП ориентируется на заемщиков, выполняющих заказы по государственным контрактам:
— ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
— ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Также распространено инвестирование в коммерческую недвижимость, осуществление ремонтных работ, оптовая и розничная торговля. При этом некоторые платформы сконцентрированы на одной сфере работы заемщиков. Например:
— творческой деятельности («Ко-Фи»);
— грузоперевозках («ЛэндэрИнвест»);
— газовой промышленности («Драга»);
— приобретение готовой коммерческой недвижимости («Инвестори», «Инсайт-Финанс», «Симпл Эстэйт», «Кредит.Клаб», «Лендли», «Удалтон», «Колесник.Инвестиции» и др.);
— застройщиках («МагнумИнвест»).
МагнумИнвест — один из примеров краудлендинговых площадок в России. Частные инвесторы могут формировать пассивный доход, инвестируя в одну из самых надежных и консервативных сфер бизнеса — недвижимость. Необязательно вкладывать миллионы, если нет опыта в инвестициях: можно начать с нескольких тысяч рублей. Доходность составляет до 30% годовых.
В качестве конкурентных преимуществ ряд ОИП предлагают своим клиентам дополнительные услуги, такие как:
- регистрация через ЕСИА;
- поручительство заемщика по его обязательствам;
- услуга бронирования инвестиции, если средств на счете недостаточно;
- управление задолженностью посредством заключения договоров цессии или инкассо-цессии;
- функционал автоинвестирования;
- вторичный рынок;
- рейтингование заемщиков, согласно собственным моделям скоринга и андеррайтинга;
- залог движимого/недвижимого имущества;
- реферальные программы.
- Краудинвестинг
Это инвестирование денежных средств в компании путем покупки их ценных бумаг. Как правило, краудинвестинг — дополнительная услуга к основной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПУРЦБ).
Для привлечения инвестиций краудинвестинг используют преимущественно крупные компании. Тем не менее, наблюдается рост количества субъектов малого и среднего бизнеса, разместивших дополнительный выпуск ценных бумаг. Рынок краудинвестинга формируется несколькими ОИП (на крупнейший ОИП приходится более 50%).
- Утилитарные цифровые права (УЦП)
Утилитарными цифровыми правами называют цифровые права, включающие:
- право требовать передачи вещи/вещей (денежные средства, ценные бумаги, имущественные права, нематериальные блага и др.);
- право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
Это организация вторичного рынка по обороту займов, поскольку уступка права требования по займу — это имущественное право.
- Цифровые финансовые активы (ЦФА)
Цифровыми финансовыми активами считаются цифровые права, включающие:
- денежные требования;
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
- права участия в капитале непубличного акционерного общества;
- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленным Законом о ЦФА.
В мире
На Западе идея коллективного сбора средств зародилась в культурной среде. В 1713 году малоизвестный на то время английский поэт Александр Поуп привлек к изданию своего перевода «Илиады» заинтересованных читателей. На его призыв в газете Daily Courant откликнулось 750 человек: успеху способствовало обещание Поупа опубликовать в книге фамилии всех жертвователей.
Позже идею Поупа применил композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Он попросил своих поклонников собрать деньги на аренду музыкального зала и оплату работы оркестра. Одним из первых ярких проявлений краудфандинга в современном мире считают сбор денежных средств рок-группой Marillion на организацию гастрольного тура в 1997 году — музыканты смогли привлечь 60 000 долларов от преданных фанатов.
На строительство памятников, как и в России, в Европе и США тоже привлекали средства. Например, на возведение Эйфелевой башни собрали 2 250 000 франков, Еще один пример — постамент для статуи Свободы. Объект подарило французское правительство, но возведение постамента легло на плечи американцев. В акции приняло участие около 100 000 человек.
В мировой истории краудфандинга тоже были удачные и провальные проекты. Широкую известность получил проект «Умные часы от Pebble Time». В удачу этого начинания поверили 78 инвесторов, причем в течение первого часа удалось собрать первый миллион долларов. Неудачным зарубежным опытом можно считать кампанию по сбору денег для финансирования выхода на рынок вяленого мяса японских коров. Создатели идеи Cobe Red оказались мошенниками и присвоили 120 000 долларов.
Со временем в Европе и в США стали популярны краудфандинговые платформы. Например:
- Kickstarter — американская инвестиционная платформа, работающая по модели «Все или ничего» с 2009 года.
- WeFunder — инвестирование в стартапы различной направленности: от безглютенового хлеба до устройств, превращающих обычный велосипед в электрический.
- Crowd Supply — платформа для создателей электроники и программного обеспечения, дизайнерских вещей, полезных приспособлений.
- Tessin — краудфандинговая платформа Швеции для инвестиций в недвижимость.
Как работает краудфандинг
Механизм работы прост:
- Автор проекта размещает описание и финансовую цель на платформе.
- Пользователи вносят средства и получают взамен вознаграждения или долю в проекте.
- При достижении цели средства переходят автору, и проект реализуется.
Участники могут вкладывать деньги в проект по разным причинам: получить выгоду или поддержать идею безвозмездно.
Модели и самые популярные виды краудфандинга
Reward crowdfunding (Вознаградительный краудфандинг). Наиболее распространенный вид, при котором инвесторы поддерживают проекты, а взамен получают нефинансовые бонусы — от упоминаний и рекламы до бесплатных образцов продукции. Пример платформ: Kickstarter, Indiegogo.
Equity crowdfunding (Долевой краудфандинг). Инвесторы приобретают долю в бизнесе и становятся акционерами. Этот метод используют для привлечения капитала в новые бизнес-проекты. Известные платформы: Wefunder, Seedrs и Crowdcube.
Debt crowdfunding (P2P-кредитование). В рамках заемного краудфандинга инвесторы предоставляют средства, которые возвращаются им с процентами или как доля от прибыли или продаж. Пример — платформа «Поток», где инвесторы выдают займы малому бизнесу под процент.
Краудфандинг сейчас
Интернет помогает развивать идею народного финансирования. Если раньше инвесторов искали в узком кругу знакомых и единомышленников, то сейчас социальные сети позволили расширить географию поиска.
Сейчас краудфандинг не воспринимают как благотворительность. Это, скорее, участие или причастность к созданию чего-то нового. Инвестор не отдает деньги в никуда. Он планирует получить что-то взамен, например:
- брендовый сувенир;
- авторский диск;
- доступ к продукту;
- уникальные авторские материалы.
К организации сбора средств подключаются интернет-магазины, например, Alibaba. Механизм работы таков: на торговой площадке выставляют продукцию производителя, которая находится на стадии проекта. Те, кто верит в успех проекта, приобретают продукт еще до его выпуска. Цель покупки — первыми приобрести новую модель.
В условиях уменьшения доли рынка капитала и возможностей инвестирования, краудлендинг для многих инвесторов и заемщиков — это перспективное направление для получения и предоставления финансирования для бизнеса. Благодаря скорости и удобству работы с инвестиционными платформами краудлендинг остается перспективным направлением для развития альтернативного финансирования бизнеса в России.

Как организовать сбор средств: пошаговая инструкция
Шаг 1: Выбор краудфандинговой платформы
Необходимо оценить доступные платформы, с учетом их целевой аудитории, комиссии, функциональности и репутации. Например, для творческих идей и стартапов подойдет Kickstarter.
Шаг 2: Подготовка и размещение проекта на выбранной платформе
Необходимо подготовить качественное описание проекта:
- сформулировать цель;
- обосновать необходимость финансирования;
- составить план реализации;
- обозначить сроки;
- оформить визуальные материалы: фотографии, видео.
Шаг 3: Проведение кампании по сбору средств
Далее нужно разработать стратегию продвижения краудфандингового проекта, с помощью различных каналов коммуникации: социальные сети, электронная почта, СМИ. Активное взаимодействие с потенциальными инвесторами, своевременное реагирование на вопросы и предоставление необходимой информации — ключевые факторы успеха.
Шаг 4: Закрытие финансирования и запуск проекта
После достижения цели финансирования необходимо своевременно закрыть сбор средств и информировать участников о дальнейших шагах.
Коротко об истории краудфандинга
- Начало краудфандингу положил сбор пожертвований на исторические памятники. Сейчас возможностью привлечь народные средства могут воспользоваться создатели любого проекта.
- Интернет способствует развитию краудфандинга. Можно рассказывать о проекте на платформах и в соцсетях и привлекать инвесторов со всего света. Для привлечения инвестиций используют специализированные и частные площадки.
- Банк России ведет Реестр операторов инвестиционных платформ, которые работают в сфере краудфандинга, и контролирует соблюдение требований законодательства.
Материал носит информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Инвестиционная платформа МагнумИнвест по адресу: https://magnuminvest.ru/
ООО «МагнумИнвест» ИНН 1841096768, ОГРН 1201800024480. Заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме.