В рамках управления инвестициями фундаментальный анализ включает в себя изучение финансовой отчетности, мультипликаторов компании, отраслевых и макроэкономических тенденций с целью оценки стоимости активов. На основе этого инвестор принимает обоснованные решения о покупке или продаже этих активов. В статье разбираемся, что такое фундаментальный анализ, когда его проводят и какими методами.
Что такое фундаментальный анализ
Цель фундаментального анализа — предоставить инвесторам и трейдерам информацию для принятия обоснованных решений о покупке или продаже активов на основе их реальной стоимости и перспектив.
Если рынок недооценивает актив, инвестор может вложить в него средства, так как у инструмента есть потенциал для роста. Напротив, если актив переоценен, стоимость может начать снижаться, и инвестирование в него может быть нецелесообразным.
Для инвестора, который инвестирует через краудлендинговые платформы, фундаментальный анализ выступает ключевым инструментом. Он помогает оценить перспективы проектов, платежеспособность заемщиков и минимизировать риски. При выборе краудлендинговых платформ важно проанализировать финансовое состояние самой платформы, стратегию развития и рейтинги.
Фундаментальный анализ — это метод исследования финансово-экономических показателей компании, таких, например, как доходность, прибыльность, уровень конкуренции на рынке, управление компанией. Цель анализа — принять взвешенные решения относительного того, стоит ли инвестировать в актив или нет.
Другими словами, решения инвестора , основаны на реальной картине происходящего, а не на эмоциональных предположениях. Использование данного инструмента минимизирует риски и повышает вероятность успешного инвестирования.
Людмила Голощапова, Российский экономический университет им Г.В.Плеханова, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы
Чем отличается от технического
Оба метода анализа — фундаментальный и технический — могут использовать инвесторы и трейдеры в зависимости от стратегии и целей. Разница между двумя методами анализа рассмотрена в сравнительной таблице:
Характеристика | Фундаментальный анализ | Технический анализ |
Основной подход | Исследование финансовых показателей, стратегий, экономических факторов и других данных.
Учет долгосрочных факторов, которые оказывают влияние на стоимость активов и общее положение бизнеса. В рамках этого метода не изучаются текущие колебания цен на рынке. |
Анализ исторических цен, объемов торгов, использование графиков и статистики ценовых изменений. Использование таких инструментов, как тренды, индикаторы и графические модели. |
Используемые данные | Финансовая и бухгалтерская отчетность, экономические новости и финансовая аналитика, статистика, биржевые данные, календари отчетности и событий. | Биржевые или ценовые графики, объемы торгов, технические индикаторы. |
Прогнозный период | Используется для долгосрочных инвестиций. Актив оценивается в перспективе длительного времени. | Применяется для краткосрочных торговых решений. Ориентирован на текущие тенденции и моменты в рыночной динамике. |
Подход к рынку | Инвесторы определяют ценность актива, его перспективы и ищут недооцененные активы. | Трейдеры сосредотачиваются на анализе рыночной активности и паттернов. Принимают решения, основываясь на технических сигналах. |
Когда проводить
Инвесторы обычно проводят фундаментальный анализ, когда нужно:
- принять инвестиционное решение;
- оценить перспективу долгосрочных инвестиций;
- выбрать активы для портфеля;
- оценить компании перед покупкой или продажей;
- просчитать риски, чтобы не инвестировать в переоцененный актив.
Например, проведение оценки целесообразно, когда компания публикует финансовые результаты, а инвестор планирует инвестировать в активы этой компании. Или инвестор уже проинвестировал часть капитала и теперь ему нужно понять, стоит ли увеличивать долю этого актива в структуре своего портфеля.
Также инвестору важно провести анализ, когда он планирует инвестировать в новую для себя отрасль, компанию или инструмент.
Фундаментальный анализ — это ключевой инструмент для инвесторов в краудлендинге, который помогает оценить перспективы проектов и минимизировать риски. При выборе краудлендинговых платформ важно анализировать их финансовое состояние, стратегию развития и рейтинги.
Егор Громов, директор SPL.agency
В рамках анализа инвестиционных проектов, размещенных на краудлендинговых платформах, может включать оценку:
- Финансового состояния компании-заемщика, в том числе финансовой устойчивости и способности выполнять обязательства перед инвесторами.
- Бизнес-модели, включая исследования, каким образом заемщик привлекает инвесторов, управляет рисками и обеспечивает возврат инвестиций.
- Информации рейтинговых агентств, отзывов клиентов, наличия арбитражных дел.
- Тенденций в отрасли заемщика, включая уровень конкуренции, изменения в потребительском спросе.
- Качества кредитного портфеля заемщика, в том числе процент просроченных платежей, уровень дефолтов.
- Стратегии управления компанией-заемщиком, ее планов по развитию.
Инвестиционная платформа МагнумИнвест специализируется на сборе инвестиций через заем для застройщиков РФ. Заемщиками выступают застройщики многоквартирных домов.
Чтобы стать заемщиком на платформе, компании необходимо пройти процедуру скоринга, предоставить бизнес-план и заключить соглашение с платформой. Платформа со своей стороны проводит оценку рисков и проверку подлинности предоставленных документов.
В контексте фундаментального анализа платформа определяет кредитоспособность заемщика и вероятность выполнения им своих обязательств перед инвесторами.
Методы фундаментального анализа
Метод сравнения. Основная идея данного метода заключается в сопоставлении показателей схожих активов. Сравниваются доли внутри рынка, компании из одной отрасли.
Этот метод применяется при изучении финансовых мультипликаторов (соотношение финансовых показателей компании и (или) ее стоимости).
Метод сезонности используется для выявления периодических изменений. Например, роста акций компаний в потребительском секторе в декабре и январе.
Для инвесторов значимым фактором является не только квартальная отчетность компаний, но также объем продаж в периоды «сезона» и «не сезона».
Индуктивный метод опирается на анализ исторических данных компании, и выявляет зависимости между различными показателями. Инвестор, который использует индукцию, переходит от частного к общему, применяя характеристики компании к отрасли.
Дедуктивный метод, напротив, идет от общего к частному, и применяет характеристики отрасли к конкретным компаниям.
Метод корреляции измеряет взаимосвязь между объектами, выраженную коэффициентом корреляции от -1 до 1. Значение близкое к 1 указывает на параллельное движение цен активов коррелирующих компаний, а -1 свидетельствует о противоположном движении. Коэффициент около 0 свидетельствует об отсутствии связи.
Методы группировки и обобщения предполагают, что аналитики группируют показатели компаний или активов по общим признакам для последующего более детального анализа. Например, объединяют компании по отраслям, по капитализации (рыночная стоимость всех акций, находящихся в обращении) или по другим признакам и анализируют их финансовые показатели.
Факторы
Включает в себя оценку различных факторов, связанных с финансовым состоянием и перспективами компании или актива. Инвесторы могут изучать следующие индикаторы:
- макроэкономические — уровень и темп роста валового национального продукта (ВНП), уровень инфляции, величину ключевой ставки, валютный курс, инвестиционную активность;
- отраслевые — деловой цикл отрасли, перспективы развития, конкуренцию, уровень издержек, длительность производственного цикла;
- внутренние — ожидаемую прибыль и дивидендную политику, качество менеджмента, структуру капитала, план развития.
Такие факторы, как стабильность финансов, прозрачность деятельности и качество управления, могут значительно влиять на инвестиционные решения инвесторов краудлендинговых платформ.
А новости и события могут оказать существенное влияние на рынок краудлендинга. Например, изменения в законодательстве или инциденты с дефолтными проектами повлияют на доверие инвесторов.
Егор Громов, директор SPL.agency
Пример календаря инвестора. Источник: smart-lab.ru
Этапы анализа
Есть два подхода при оценке активов: «сверху вниз» и «снизу вверх». Первый метод начинается с рассмотрения макроэкономических вопросов, связанных с вероятностью изменения цен на активы, включая сравнительный анализ данных по нескольким странам. Метод «снизу вверх» — это локальный подход, который анализирует ситуацию с микроуровня.
Перейдем к рассмотрению традиционного метода оценки активов «сверху вниз». Этот метод обычно включает в себя три последовательных этапа:
- Анализ рынка в целом. На этом этапе инвестор анализирует экономику страны (или нескольких стран, если компания международная), чтобы определить целесообразность входа на рынок. Макроэкономические показатели рассматриваются для принятия решения о направлении инвестиций.
- Анализ отраслей. Рассматриваются отрасли в контексте текущего состояния экономики. Задача заключается в сборе и анализе данных по различным отраслям для выявления лидеров по основным показателям. Инвесторы обычно проявляют интерес к отраслям с быстрым ростом, но такие инвестиции могут сопровождаться повышенным риском. Консервативные инвесторы предпочитают стабильные отрасли с устойчивым финансовым положением.
- Анализ отдельных компаний. Сбор данных по конкретным компаниям с целью выявления лидера. Этот этап требует больше времени и усилий, чем предыдущие два. В ходе этого этапа используется весь перечень инструментов.
Инвесторы, которые планируют инвестировать в краудлендинг, часто используют фундаментальный анализ для оценки финансовой устойчивости заемщика. С этой целью скрупулезному анализу подвергаются его финансовые отчеты, бизнес-модель, конкурентная среда и другие факторы, которые могут повлиять на способность заемщика вовремя погасить взятые на себя обязательства.
Людмила Голощапова, Российский экономический университет им Г.В.Плеханова доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы
Коротко о главном
- Фундаментальный анализ — это метод оценки активов путем анализа финансовых и экономических данных для определения внутренней стоимости актива.
- Также он играет играет важную роль в управлении инвестициями, поскольку помогает инвесторам принимать обоснованные решения, основанные на финансовом состоянии компании, тенденциях отрасли и компетентности руководства.
- В основе фундаментального анализа непосредственно краудлендинговых платформ стоит оценка различных факторов: финансовые результаты платформы, инновационность, репутация на рынке и рейтинги отзывов.
Материал носит информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Инвестиционная платформа МагнумИнвест по адресу: https://magnuminvest.ru/
ООО «МагнумИнвест» ИНН 1841096768, ОГРН 1201800024480. Заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме.