В переводе с английского слово «краудфандинг» означает «финансирование толпой». Если точнее — это коллективные инвестиции через интернет в определенный коммерческий, культурный или социально значимый проект.
Что такое краудфандинг и зачем он нужен
Краудфандинг — это способ коллективного финансирования проектов, сбор денежных средств для реализации новых идей или масштабирования компаний. Проекты могут быть любыми: создание приложения, съемка фильма, производство велосипедов, разработка нового лекарства.
В краудфандинге выделяют два типа участников:
- Фаундеры (соискатели). У них есть идея или бизнес-план, но нет денежных средств, чтобы воплотить проект в жизнь.
- Бэкеры (инвесторы). Те, кто инвестируют денежные средства на запуск или развитие проекта.
Посредниками между фаундерами и бэкерами выступают инвестиционные платформы. В режиме онлайн любой желающий может выбрать проект и инвестировать в него денежные средства, а заемщик в короткие сроки собрать необходимую сумму. Краудфандинговые платформы проверяют надежность заемщика, обеспечивают законность сделок, помогают инвесторам выбирать наиболее привлекательные проекты.
В России деятельность инвестиционных платформ регулируется федеральным законом № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». По закону инвестиционные платформы должны иметь лицензии и состоять в реестр Банка России.
Преимущества и недостатки краудфандинга
Плюсы краудфандинга для фаундеров:
Отсутствие бюрократии. Чтобы начать сбор денежных средств, фаундеру не нужно самому составлять договор и оформлять другие документы, вести переговоры с потенциальными инвесторами. Всю организационную работу берут на себя краудфандинговые площадки.
Высокая скорость сбора денежных средств. Если концепция проекта яркая и интересная, есть четкое обоснование и пиар-сопровождение, реально собрать нужную сумму за несколько месяцев.
Возможность проверить, нужна ли обществу идея. Автор концептуальной идеи с помощью краудфандинга может узнать, есть ли спрос на тот продукт или услугу, ради которых проводится сбор.
Недостатки краудфандинга для фаундеров:
Траты сил и времени на сбор денежных средств. Масштабные проекты с амбициозными целями требуют немало ресурсов на подготовку, обоснование и продвижение. Можно привлечь бизнес-коучей, пиарщиков и других специалистов, но понадобится дополнительный бюджет.
Кража идеи во время сбора средств. Представленную идею могут присвоить недобросовестные конкуренты. Обезопасить себя полностью от этого риска невозможно. Можно попробовать запустить сбор с общим описанием идеи и пообещать бэкерам раскрыть ее после реализации, но так меньше шансов привлечь инвесторов.
К преимуществам краудфандинга для инвесторов можно отнести:
Возможность выбрать проект любой направленности. На краудфандинговых площадках каждый месяц появляются новые проекты различной тематики. Можно выбрать науку или IT, здоровье или моду, культуру и прочее. А еще инвестировать в ту идею, которая откликнется на эмоциональном уровне, будет наиболее многообещающей в плане финансовой выгоды.
Доступ к уникальным или выгодным предложениям. Различные площадки краудфандинга позволяют организовать цепочки материальных/нематериальных поощрений инвесторов, в зависимости от суммы инвестируемых в проект средств. Например, это может быть процент от прибыли, приглашение на открытие, новая линейка товара и т.п.
Среди недостатков краудфандинга для бэкеров стоит отметить:
Отсутствие гарантии качества конечного товара или услуги. Инвестирование в привлекательную идею не гарантирует того, что фаундер сможет выпустить на рынок конкурентоспособный продукт.
Риск потери средств из-за недобросовестности фаундера. Автор может потратить полученные на реализацию проекта денежные средства на что-то иное или просто присвоить себе. Чтобы не попасться на уловку мошенника, необходимо тщательно проверять информацию о фаундере — посмотреть отзывы в интернете, изучить данные о юридическом лице в ЕГРЮЛ и т.д.
Виды и модели краудфандинга
По способу сбора денежных средств можно выделить следующие модели:
- «Все или ничего». Фаундер получает денежные средства, только если собирает всю необходимую сумму в установленный им срок. В противном случае, денежные средства возвращаются бэкерам, а соискатель не получает ничего.
- «Оставить все». Фаундер получает все денежные средства, даже если их удалось собрать больше, чем предполагалось. Платформа вычитает только комиссию.
- «Свободная цена». Фаундер создает музыкальную композицию, книгу, сборник со стихами или любой другой продукт, а инвесторы сами решают, сколько за него заплатить.
На Западе, в зависимости от типа вознаграждения инвесторов, выделяют несколько краудфандинговых моделей:
Reward crowdfunding. Вариант сбора средств, при котором бэкеры инвестируют в проект за определенные материальные/нематериальные бонусы. Например, публичное упоминание имени инвестора, поставка продукции того или иного бренда и др.
Debt crowdfunding. Финансирование проекта по модели возврата денежных средств с процентами. Как правило, практикуется отчисление процентов с продаж. Этот вариант довольно популярен при краудфандинге стартапов.
К примеру, после получения денежных средств на разработку приложения инвесторы единоразово получают прибыль — 1% с продаж в течение первого месяца после запуска.
Equity crowdfunding. Способ сбора средств, при котором бэкеры инвестируют денежные средства за долю в проекте. Этот вариант краудфандинга акций, когда компания привлекает капитал инвесторов за счет продажи доли собственности. Бэкеры получают доход в виде дивидендной прибыли.
В России принята другая система классификации краудфандинга:
P2p-кредитование. Способ инвестирования, при котором одно частное лицо дает заем другому частному лицу через специализированный онлайн-сервис.
P2b-кредитование. Привлечение юридическим лицом денежных средств частного лица на развитие бизнеса.
B2b-кредитование. Вариант инвестирования, при котором одно юридическое лицо привлекает средства к развитию бизнеса другого юридического лица.
Rewards-краудфандинг. Способ привлечения денежных средств в проект за нефинансовое вознаграждение.
Помимо упомянутых моделей классификации, в краудфандинге выделяют специфические виды сбора средств (по принципу вознаграждения бэкера):
Краудинвестинг. Способ привлечения финансов, при котором инвесторы получают либо долю в бизнесе, либо акции. Бэкеры могут претендовать на часть прибыли предприятия в виде дивидендов.
Краудлендинг. Это механизм кредитования бизнес-проектов физическими или юридическими лицами по договорам займа. С помощью инвестиционной платформы можно инвестировать денежные средства со средней доходностью до 20% годовых.
Обе модели в России имеют некоторые ограничения на инвестирование для физических лиц. Например, неквалифицированные частные инвесторы могут инвестировать в различные проекты не более 600 000 рублей в год.
Один из примеров краудлендинговых платформ — МагнумИнвест — специализируется на сборе инвестиций через заем для застройщиков РФ. Инвесторами могут быть юридические лица, ИП и физические лица как без статуса квалифированного инвестора, так и со статусом. Заемщики предоставляют инвесторам дополнительное обеспечение возвратности инвестиций, платформа проводит мониторинг платежеспособности заемщиков, чтобы обезопасить денежные средства бэкера. Доходность — до 15,5% годовых.
Как запустить проект на краудфандинговых платформах
Собрать денежные средства на реализацию творческой идеи или стартап-технологии может любой активный человек. При этом не стоит возлагать надежды на то, что такого рода инвестирование покроет все расходы, — точный расчет позволяет минимизировать риски, получив денежные средства хотя бы на запуск проекта.
Чтобы повысить шансы на успех, желательно проявлять разумный креатив в обосновании проекта и соблюдать несколько общих рекомендаций:
Выбирайте подходящую площадку. Изучите условия комиссии: на некоторых площадках соискатель инвестиций оплачивает размещение проекта на сайте, на других — комиссию за вывод полученных средств. Проанализируйте модель работы площадки.
Подробно описывайте идею. Важно формулировать цель краудфандингового проекта с учетом интересов сообщества, а не корыстной цели развития проекта.
Анастасия Березинец, владелица сети петербургского кафе «Тайяки», собирала средства на увеличение пространства одной из точек. Она аргументировала начинание тем, что посетители часто обращаются к ней с предложением о расширении заведения.
Используйте в описании проекта видеообращение. Качественная видеопрезентация увеличивает вовлечение. Так инвестор будто заочно знакомится с автором, лучше понимает его эмоции и идею. В идеале показать в ролике процесс производства, команду и другие детали.
Рассказывайте о проекте. Если нет возможности привлекать пиарщиков, используйте банальное сарафанное радио: рассказывайте о проекте друзьям и просите поделиться со знакомыми. Публикуйте информацию в соцсетях, тематических форумах, телеграм-каналах. Выделите потенциальных бэкеров, которым интересна ваша идея: напишите им письмо-презентацию или договоритесь о встрече.
Рассматривайте краудфандинг в качестве дополнительного источника привлечения средств, а не основного. В особенности, если идет речь о масштабном финансировании. К примеру, московская кофейня «Кооператив Черный» собирала через одну из площадок несколько миллионов рублей на закупку обжарочного оборудования. Общая смета составляла 10 000 000 рублей, но основную часть кофейня финансировала сама, предлагая собрать коллективно лишь небольшую часть. Участники могли быть уверены, что проект реализуют, потому что средства собирают не с нуля.
Коротко: что такое краудфандинг
- Краудфандинг — это способ популярного в последние годы в России коллективного инвестирования в общественные, культурные, технологические и другие проекты.
- Как и любое другое рыночное явление, краудфандинг несет в себе как преимущества, так и риски для авторов идеи (фаундеров) и самих инвесторов (бэкеров).
- На Западе и в России различают несколько видов краудфандинга. Классификация построена на основе условий инвестирования и получения награды бэкерами.
- Для успешного запуска собственного краудфандингового проекта нужно четко сформулировать цель сбора, подробно расписать эффект от запуска продукта или внедрения услуги, активно продвигать проект в среде потенциальных бэкеров.